Немецкий промышленный концерн Adidas, который специализируется на выпуске спортивной одежды, обуви и инвентаря, на сегодняшний день является работодателем для более одного миллиона человек. Совсем недавно официальные лица компании заставили понервничать этот миллион работников своим заявлением, что в скором будущем они собираются обратиться к помощи робототехники.
В этом году компания начала строительство революционного завода Speedfactory, на котором большинство процессов будут выполнять роботы. Название завода дословно переводится как «скоростная фабрика», что в полной мере соответствует действительности, ведь благодаря полной автоматизации объемы выпускаемой продукции обещают быть колоссальными. Но пока что в качестве эксперимента было выпущено всего 500 пар кроссовок.
Более 70% всей продукции, которая выпускается брендом Adidas — обувь. При этом теперь люди могут позволить себе менять ее даже чаще, чем раз в год, поэтому чтобы успевать за спросом компания решила инвестировать в быстрое производство. На роботизированных фабриках на первых этапах внедрения всех технологи будет работать до 10 человек, в дальнейшем и того меньше.
Прекрасно понимая, что будущее производителей обуви зависит во многом от революционной технологии 3D-печати, специалисты компании вплотную занялись ее внедрением. Итогом было представление кроссовок, которые изготовлены из океанского мусора.
Speedfactory представляет единый промышленный комплекс, занимающий 4600 квадратных метра, на которых всех сотрудников, шьющих кроссовки вручную, заменяют роботы. Данная фабрика еще достраивается, но к 2017 году немецкая компания обещает ее достроить полностью, и вернутся в баварский город Ансбах. Более двадцати лет назад французский индустриалист Б.Тапи перевел производство компании в Азию, и вот теперь все идет к тому, что именитые вещи с «тремя полосками» снова будут производиться на своей родине.
Довольно долгое время пребывание в Азии было экономически оправдано, ведь рабочий труд в этом регионе был довольно дешевый, что объяснялось низким уровнем жизни населения. Но спустя некоторое время регион, побыв в роли всемирно известной фабрики, стал выбираться из нищеты, а зарплаты начали расти.
Совсем недавно компания поддалась жесткой критике со стороны общественности и предметом критики стали нечеловеческие условия на так званых «потофабриках» — промышленных заводах, на которых люди трудятся на ужасных рабочих местах. Наибольшее количество замечаний было относительно фабрики в Индонезии, на которых при немыслимом рабочем графике людям платили всего £10 в неделю. На упреки со стороны правозащитников руководство компании оправдывалось, что не может контролировать всех подрядчиков, которые ответственны за организацию производства.
В то же время, несмотря на все большое количество вопросов по поводу качества работы на таких фабриках, заявление о возможной замене человеческого труда роботами вызвало бурную реакцию среди работников, для которых работа в Adidas зачастую единственный способ прокормить семью. Реакция азиатских подрядчиков на ситуацию была целиком логична — они заявили, что ничего не знают о новом заводе.
По официальному заявлению компании Adidas в 2017 году производство на Speedfactory выйдет на расчетную мощность. Возможно именно на этой фабрике будут изготовлены футболки для национальной сборной Германии по футболу.
В планах мегаконцерна построить подобную фабрику в США. Ориентировочно строительство может начаться летом 2017 года. После США скоростные фабрики должны появиться в Великобритании и Франции.